20.06.2022

Согласно Яндекс маркет УРАЛ занимает больше 30% рынка автомобильной акустики. Для сравнения JBL занимает менее 7%. 13.06.2022 суд 2й инстанции принял решение в пользу УРАЛ в патентном споре с JBL по портативной акустике.

Американская фирма Harman Internatonal Industries Incorporated вступила в судебный спор с российским производителем аудиотехники Урал. И проиграла в этом противостоянии, сначала в первой инстанции, а потом и в апелляционной. Несмотря на то, что юридическую поддержку американцам оказывала одна из ведущих консалтинговых компаний — Semenov & Pevzner.

Напомним: Harman производит акустические системы под несколькими торговыми марками, в том числе под знаменитым брендом JBL. Претензии, высказанные от имени Харман, были просты: нарушение патентных прав и недобросовестная реклама. Американцы ссылались в иске на патенты, которые представители Урала якобы нарушили, выпуская в обращение свои портативные акустические системы

Предъявленная сумма иска более 3 млн + судебные издержки, и самое главное — запрет на производство и реализацию продукции. Таким образом, сумма иска привязывалась к количеству проданного товара и, по разным подсчётам, составляла от 10 до 20 млн руб.

«Harman, занимая доминирующее положение на рынке портативных колонок с долей более 60% была уверена, что, используя исключительное право на промышленные образцы будет подавлять экономическую самостоятельность других участников рынка и получать доходы, никак не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности».

Но существенные признаки промышленных образцов, как выяснилось в ходе судебных заседаний, были сопоставлены некорректно. Даже патентный поверенный, отстаивавший честь американской фирмы, допустил ошибки в интерпретации ряда технических особенностей. В итоге доказательство нарушения патентных прав свелось к общему тезису о внешней похожести изделий JBL и Урал. Фактически, юристы Harman пытались доказать суду, что их патенты распространяются на общеизвестные геометрические формы, в данном случае — форму цилиндра, к которой близка акустическая колонка JBL. Парадоксально, но более тысячи исков, выигранных американской компанией ранее в разных странах, были связаны именно с авторскими правами на обычный цилиндр.

Предполагая однозначность результата, американцы обратились во ВЦИОМ, заказав социологическое исследование. В нём задавались вопросы о сходствах и различиях российского и американского изделий. Но и социология не смогла добавить доказательств правоты Harman: суд справедливо указал на юридическую ничтожность методики опроса.

Российская сторона, в свою очередь, прибегла к помощи лаборатории социологической экспертизы Российской Академии Наук. Там провели контрисследование и пришли к результатам, сильно отличающимся от ВЦИОМовских. Было доказано, что 91% респондентов чётко различает колонки JBL и Урал, не путаясь в большинстве их характерных признаков. Суд эту информация счёл более взвешенной и убедительной. А новая патентная экспертиза камня на камне не оставила от аргументов американской стороны. Всё это естественным образом упразднило и обвинение в недобросовестности рекламы Урала.

Итог: решение суда признать окончательным, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Основной судебный процесс завершился 22 февраля 2022, до начала СВО. Это автоматически снимает подозрение в зависимости суда от политической ситуации.

Урал отстоял право использовать общеупотребительные геометрические формы. Но важнее, что он отстоял возможность эффективно противодействовать «патентным троллям» международного масштаба. Это распространённая практика: фиксировать авторские права на какие-то вполне обычные, обиходные вещи и формы и потом предъявлять претензии всем, кто способен выплатить «отступные». Такие действия заставляют осторожничать производителей новой продукции, оплачивать сложные и дорогостоящие патентные экспертизы. И иногда отказываться от замыслов — если патентные риски велики. Но с каждой такой победой над патентными троллями создавать новое становится чуточку проще.

В данном же случае JBL расписался в неспособности противостоять Уралу на рыночном поле, в условиях честной конкуренции.

Урал показал, что сопротивляться можно и нужно. Троллинга не вышло. Все свободны.